Первобытное общество на территории БеларусиСтраница 2
Основные орудия труда вырабатывались из кремня, кости или дерева. Соплеменники, как правило, владели одинаковыми приемами труда, обработки материалов. Похожими были и формы орудий труда, типы построек, одежда. Поэтому на отдельных территориях археологи находят однотипные вещи, которые характеризуют материально-культурный уровень жившего здесь населения. Такую общность принято называть археологическими культурами. На территории Беларуси открыто пять культур, относящихся к рубежу мезолита и неолита: днепро-донецкая, верхнеднепровская, неманская, нарвенская и типовой гребенчато-ямочной керамики. Носителей той или иной культуры в определенной мере можно считать этническим сообществом.
С конца V - начала IV тысячелетия до Рождества Христова или до н.э. началась неолетическая эпоха, которая продолжалась более 2 тыс. лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных главным образом в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляночных жилищ, которые располагались вдоль рек, в поймах, на песчаных дюнах. Орудия труда продолжали совершенствоваться: появились шлифовка, сверление. Широко распространились топоры, долота, тесла. Изготавливалась глиняная посуда, что позволило человеку значительно улучшить приготовление пищи, разнообразить ее. Выдающимся достижением стало появление прядения и ткачества. Начали распространяться принципиально новые формы производственного хозяйствования - животноводчество и земледелие. Этот огромный хозяйственный переворот в истории человечества получил название неолитической революции. Поздненеолитические жители Беларуси разводили коров, овец, коз, свиней, а также лошадей. На небольших участках освобожденной (путем выжигания) от леса и кустарников земли выращивали преимущественно ячмень. В результате пополнялись запасы продовольствия, человек становился более независимым от природы. Одновременно менялась материальная и духовная культура, усложнялись взаимоотношения как между коллективами, так и отдельными людьми.
Наиболее интересными памятниками позднего неолита являются стоянки Кривянского торфяника в Сенненском и Бешенковичском районах. Здесь обнаружены многочисленные орудия труда, керамика, некоторые предметы культа - подвески из янтаря и зубов животных, изображения зверей и птиц. Найдена и небольшая деревянная фигурка человека. Уникальным памятником этого времени, единственным на востоке Европы, являются кремнедобывающие шахты около п. Красносельский Волковысского района, на побережье р. Россь. Из добытого сырья вырабатывались топоры, которые распространялись на всем северо-западе Беларуси. Красносельские мастера владели высокими навыками раскола, оббивки и ретушировки изделий из кремня.
Стоянки-селища новокаменного века отличаются большими размерами и многолюдностью. Об этом свидетельствуют толщина культурных слоев с черепками посуды, каменными изделиями, углями от костров, остатками деревянных жилищ. Любимыми местами поселений были надречные террасы, устья притоков, озерные берега, недалеко от проток. Те из них, которые в результате увлажнения климата оказались затопленными, а затем занесенными торфяными отложениями, представляют сейчас особую ценность для археологов: под торфом, в бескислородной среде хорошо сохраняются даже деревянные изделия.
В эпоху неолита различные регионы территории Беларуси развивались неравномерно. Земледелие и животноводство появились сначала на юге. Здесь же раньше стали пользоваться пришлифованными, а затем и полностью шлифованными топорами, жнивными ножами, трехгранными наконечниками стрел. На севере производственное хозяйство не получило такого размаха, как на юге. Здесь в большей мере было распространено собирательство, орудия труда вырабатывались из рога и кости, в том числе кинжалы, гарпуны, наконечники стрел, рыболовные крючки и т.п.
Археологические материалы неолита свидетельствуют об особенностях мировоззрения тогдашних людей, их художественных склонностях. Зависимость человека от леса и водной среды, которые являлись источниками существования человека, отразилась и на его представлениях. Существовал культ зверей и птиц. Об этом свидетельствуют находки костяных статуэток лосей, черепах, змей. уток. Культ уток, как и аистов, которых считали тотемами, сохранился среди белорусов и до новейших времен. Существовал и культ предков, которые трансформировались в духов-хранителей, а затем и в божества. Их скульптурные изображения вырезались из дерева и кости. Характерно, что все эти скульптуры изображали мужчин. И это понятно – именно от мужчины-охотника зависело благосостояние рода и даже его существование. Орнаментированные изделия, подвески из зубов животных и людей свидетельствуют, что ряду предметов придавался магический смысл. Многие из этих предметов отличаются высокими художественными достоинствами. Некоторые из них настолько совершенны, что могут считаться скульптурными портретами наших далеких предков.
«Союз спасения» и «Союз
благоденствия»
Первое тайное политическое общество было основано в феврале 1816 года в Петербурге под названием «Союз спасения», переименованное в 1817 году в «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его членами были будущие декабристы А.И. Муравьев, М.И. Муравьев-Апостол, П.И. Пестель, С.П. Трубецкой и другие.
Цель, которую они ставили перед со ...
Древние государства Восточного Кавказа
Алванское царство – древнейшее государство на Восточном Кавказе – возникло в I веке до новой эры. В связи с походом в Закавказье в 65-64 годах до н.э. римского полководца Помпея стало известно имя одного из алванских царей – Оройс. Подданными Алванского царства были не только собственно алваны, но и лпины, чилбы и другие родственные им ...
Россия в Первой Мировой Войне 1914-1918 гг.
В первой мировой войне участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Основные противники: Англия, Франция, Россия, Сербия, Япония, позднее Италия, Румыния и США — с одной стороны; Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария — с другой. По своему характеру война была несправедливой, захватнической с обеих сторон. Она пр ...