Колониальная эксплуатация Индии в последней трети XIX
в.Страница 1
В период перерастания "свободного" капитализма в монополистический завершилось складывание колониальной системы империализма. Новые формы и методы колониальной эксплуатации и связанные с ними новые явления в социально-экономическом и политическом развитии стран Востока проявились в Индии раньше и полнее, чем в других странах. К 70-м годам XIX в. в отличие от большинства других стран Азии и Африки Индия была уже полностью порабощена британскими колонизаторами и являлась бесправной колонией.
Индия становится одним из главных рынков сбыта английской промышленности. Значительно возрастает роль Индии и как важнейшего поставщика сырья и сельскохозяйственных продуктов для метрополии. За десятилетие, с 1873 по 1883 г., торговля Англии с Индией увеличилась на 60%. Индия становится важной сферой приложения капиталов британской буржуазии.
Вначале преобладающей формой вывоза английских капиталов были займы, получаемые британскими колониальными властями Индии у лондонских банкиров. Их сумма возросла с 4 млн. ф. ст. в 1856 г. до 133 млн. в 1900 г. Займы расходовались на содержание британского колониального аппарата и войск в Индии, на финансирование грабительских войн против других стран Востока, а британские банкиры получали высокие проценты. Оплачивало эти займы нищее и голодное индийское крестьянство, изнывавшее под бременем непосильных налогов.
Важным объектом приложения британского капитала стало строительство железных дорог и телеграфных линий. Они были собственностью колониальных властей, создавших исключительно благоприятные условия для обогащения английских фирм и подрядчиков. Первые железнодорожные магистрали были построены в 60-х годах. В последующие десятилетия железнодорожная сеть значительно расширилась. К 1891 г. протяженность железных дорог Индии составляла 27 тыс. км.
Строя дороги, англичане отнюдь не стремились экономически объединить различные районы Индии. Главной целью колонизаторов было обеспечить доставку необходимого им сырья и продвижение промышленных товаров из метрополии. Как правило, дороги расходились веером от нескольких крупных портов. При строительстве железных дорог учитывались и военно-стратегические интересы британского империализма. Железные дороги облегчали переброску войск для агрессивных войн против соседних стран Азии и подавления освободительного движения народов Индии.
Выгодной сферой английских капиталовложений были плантации чая, кофе, каучука.
Часть английских капиталов вкладывалась в промышленность, главным образом в предприятия, перерабатывающие местное сырье. В 1854 г. один из английских капиталистов основал первую джутовую фабрику в Калькутте. С этого времени быстро расширявшаяся джутовая промышленность находилась в руках британского капитала.
Превращение Индии в источник колониального сырья и рынок сбыта капиталистической Англии, начало ее освоения как сферы приложения капитала означали дальнейшее усиление эксплуатации народов Индии, которую теперь осуществляли вкладывавшиеся британские монополии. "То, что англичане отбирают ежегодно у индийцев — в виде ренты, дивидендов от совершенно ненужных для самих индийцев железных дорог, пенсий военным и гражданским чиновникам, издержек на афганские и иные войны я пр. и пр., — то, что они берут у них без всякого эквивалента, — не считая того, что они ежегодно присваивают себе в самой Индии, — то есть говоря только о стоимости товаров, которые индийцы вынуждены даром ежегодно отправлять в Англию, — превышает общую сумму дохода 60 миллионов земледельческих и промышленных работников Индии.
Главным объектом британской колониальной эксплуатации по-прежнему оставалось индийское крестьянство.
Увеличение вывоза сырья и продовольствия вело к росту товарности сельского хозяйства и специализации отдельных районов "а производстве определенных культур. Бенгалия специализировалась на производстве джута, в Бомбейской провинции" Пенджабе и Центральных провинциях расширилось производство хлопка, в Ассаме решающее значение приобрели чайные плантации, в Мадрасской провинции основной статьей экспорта стали масличные культуры. Пенджаб специализировался на производстве экспортной пшеницы.
Зарождение и развитие
фашизма. Образование очага военной опасности в Европе.
Война, подготовленная силами междунар. империалистич. реакции и развязанная главными агрессивными государствами — фаш. Германией, фаш. Италией и милитаристской Японией. Вторая мировая война (В. м. в.), как и первая, возникла в силу действия закона неравномерности развития капиталистич. стран при империализме и явилась результатом резког ...
Обозы и способ продовольствия
Из описания запасов оружия, шатров и других предметов, которые
должен брать с собой в поход воин, мы можем видеть, что за войсками Тимура должны следовать большое количество обозов, простиравшихся не менее как в три раза против числа воинов, запасы оружия, вероятно, возились на верблюдах и других вьючных животных. В последние свои похо ...
Мифы и реалии войны. Отражение Троянской войны в эпосе
Гомера «Илиада»
О характерных особенностях зарождавшегося военного искусства данного периода можно составить себе представление по героической поэме древнегреческого поэта Гомера “Илиада”, в которой он описывает один из эпизодов Троянской войны, происходившей между ахейцами (греками) и троянцами в XII веке до н. э. Однако при этом следует учесть, что п ...