Избранность народаСтраница 2
Если Авраам участвовал в формировании этих основополагающих принципов, то его внуку Иакову (второе имя – Израиль) предстояло зажечь жизнь конкретного народа, Израиля, после чего его имя и название народа стали неразрывно связаны. Кстати, всегда существовала проблема, как правильно называть эту нацию. Термин «евреи», строго говоря, нельзя считать удовлетворительным, хотя его часто приходится использовать; дело в том, что наименование «хабиру», от которого слово «евреи» предположительно происходит, означало скорее образ жизни, чем определенную расовую группу. Более того, оно носило уничижительный характер. Термин «евреи» можно встретить в Пятикнижии, где он означает «дети Израиля», но только в том случае, если его употребляют египтяне или сами израильтяне, но в присутствии египтян. Примерно со II века до н.э. с легкой руки Бен-Сиры термин «еврейский» стал использоваться для обозначения языка Библии, а также всех последующих работ, написанных на том же языке. При этом слово постепенно потеряло свой уничижительный оттенок, так что сами евреи и симпатизирующие им представители других национальностей сами зачастую стали отдавать ему предпочтение перед термином «иудеи» для обозначения национальной принадлежности. Но в целом потомки иудеев старались не называть себя евреями. По мере того как крепло их национальное самосознание, они стали пользоваться как нормативным библейским термином «израильтяне», или «дети Израиля».
Чрезвычайно важное значение для эволюции религиозной и этической культуры нации имел этап временного пребывания и исход из Египта, а также последующие блуждания по пустыне. Находясь в Египте, израильтяне всегда знали, что у них есть родина, куда можно вернуться и где часть населения и является их естественными союзниками. Из библейского повествования, где Книга Бытия заканчивается смертью Иосифа, следует, что в Египет отправилась вся нация. Совершенно очевидно, что в Ханаане оставалась значительная часть израильтян, поскольку существует подтверждение их воинственности и активности. Прежде всего речь идет о Шехеме. Это первый крупный город, завоеванный сыновьями Иакова, и он вполне мог стать первым местонахождением национального Бога. Шехем находился под контролем израильтян-евреев на протяжении всего пребывания их сородичей в египетском рабстве.
Таким образом, временное пребывание и исход из Египта, а также последующие блуждания по пустыне затрагивали лишь часть израильской нации. Это, по сути, ключевой момент в их истории, и евреи всегда признавали его таковым, поскольку именно тогда впервые была во всем величии продемонстрирована воля единого Бога, которому они поклонялись, его способность вывести их из величайшей империи и даровать им обетованную землю. Одновременно было продемонстрировано и многообразие требований Бога, которым они должны были отвечать. До того как они направились в Египет, израильтяне были небольшим народом среди ему подобных, хотя перед ними и маячило божественно обещание будущего величия. После возвращения они превратились в нацию, наделенную целью и программой действий, которой было что сказать миру.
В начале и в конце этого периода стоят две наиболее гипнотические личности в истории евреев – Иосиф и Моисей. Оба были младшими сыновьями в семье. Библия показывает, что большинство людей не рождалось на высоком посту и не облекалось властью от рождения, а обретали их собственными стараниями, сами будучи объектом божественного промысла. Обоим были дарованы Богом качества, благодаря которым их старания открыли им путь к величию. Тут отчетливо прослеживается параллель. Подобно тому, как младший, более слабый сын получает отцовское наследство (становится Пророком, священником, царем), малочисленный и слабый народ становится хранителем Завета с Богом, получая Божье благословение. Субъекты не являлись тем, чем они кажутся, - таково полное надежды откровение, которое получали евреи на протяжении всей своей истории. Эта надежда, питаемая евреями в трудный для всего народа час, проходит красной нитью и по другим библейским сюжетам.
Продолжение войны с Россией. Бухарестский мир.
Весной 1809 года, возобновились военные действия с Россией. Осенью 1811 г. Кутузов разгромил турецкие войска. В виду назревающей войны с Францией Кутузов стремился ускорить заключение мира, который и был подписан в мае 1812 года в Бухаресте. По условиям бухарестского мира, Бесарабия освобождалась от турецкого ига и включалась в состав Р ...
Тукулерское государство аль-Хадж Омара
Среди преемников Ахмаду, наибольшую известность получил аль-Хадж Омар (1797—1864), выходец из племени ту ку лер (одного из народов Фульбе). Он был одним из выдающихся политических и религиозных деятелей Западной Африки. Выходец из среды мусульманского духовенства, в 20-е годы во время паломничества в Мекку примкнул к секте тиджанийя, в ...
Племена и их расселение в VII-V вв. до н. э.
Результатом продолжительного процесса развития родов, находившихся в тесной связи между собой и имеющих общую территорию, явилось формирование племенных общин с присущим каждой из них языком. У этих племен была племенная демократия, объединяющая несколько родов. Ее высшим органом являлось собрание. Особо важные вопросы обсуждались на пл ...