Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX вСтраница 3
Утверждение капитализма в промышленности прошло два этапа. В 60-70-е годы осуществлялась ее перестройка. Поэтому замедлились темпы производства, особенно в традиционных промышленных районах (Урал). В 80-90-е годы произошел бурный экономический подъем. Это было следствием завершения промышленного переворота, начавшегося еще в первой половине XIX в. Отныне основная промышленная продукция России производилась на предприятиях, оборудованных паровыми и электрическими машинами. Интенсивно развивались новые отрасли — угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная. В связи с этим резко возросла роль Донецкого бассейна. Бакинского района, машиностроительных центров (Петербург, Нижний Новгород).
За 40 пореформенных лет общий объем промышленной продукции в России увеличился в 7 раз (в Германии — в 5, в Англии — в 2, во Франции — в 2,5). В 90-х годах появились первые монополистические объединения.
Транспорт. Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта, и в первую очередь сети железных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение. Железные дороги строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении. (Это было одним из характерных примеров формирования государственного капитализма.) Наиболее интенсивно железнодорожная сеть создавалась в Европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX в. железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. В 60-е годы в России протяженность железных дорог составляла 2 тыс. верст, к концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс. Основные хозяйственные перевозки осуществлялись теперь по железным дорогам.
Одновременно совершенствовался и водный транспорт. Паровые суда были сосредоточены в основном в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось и на Днепре, Дону, Оби и Енисее. Численность морских пароходов во второй половине XIX в. возросла в 10 раз.
Торговля. Во второй половине XIX в. завершилось формирование всероссийского рынка. Производство и потребление окончательно приобрели товарный характер. Главным товаром была сельскохозяйственная продукция, в первую очередь хлеб, более 50 % которого шло на внутренний и внешний рынок. Быстро росла торговля промышленной продукцией, спрос на которую повысился не только в городе, но и в деревне. Широкое распространение получила продажа сырья: железная руда, уголь, лес, нефть и т.д.
Россия все больше втягивалась в мировой рынок. Неуклонно возрастал объем внешней торговли. В структуре вывоза преобладала продукция сельского хозяйства (особенно хлеб). Попытки освоения азиатских рынков для массового сбыта российской промышленной продукции наталкивались на европейскую конкуренцию и оставались малоэффективными. Ввоз состоял не только из предметов роскоши и колониальных товаров, как в первой половине XIX в., но и металлов, машин. Основными внешнеторговыми партнерами России являлись Германия и Англия. Особое место занимал импорт хлопка (из США), необходимого для развития текстильной промышленности. Во второй половине XIX в. для России был характерен устойчивый активный внешнеторговый баланс, главным образом за счет вывоза хлеба.
Финансы. Значительные изменения претерпела финансовая система России. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. В области денежного обращения правительство провело ряд мероприятий, направленных на укрепление рубля. Особое значение имела денежная реформа С.Ю. Витте 1897 г., приведшая рубль к золотому эквиваленту. Российские деньги высоко котировались на мировом финансовом рынке.
Устрашение Европы
Брест был оккупирован 22 сентября. Сразу двумя армиями. С восточной стороны в город вошла авангардная 29-я танковая бригада под командованием Семена Кривошеина. Согласно секретному протоколу Брест становился советской территорией. И на следующий день немецкие войска должны были покинуть город. Но для демонстрации советско-германской дру ...
Безнадежная борьба нации
Пока царизм имел дело с Турцией, неизмеримо более отсталой и слабой, чем Россия, он мог еще побеждать, но для успешной борьбы с таким противником, как Англия и Франция вместе взятые, у него не было сил.
В первый период войны, когда Россия боролась один на один с Турцией, она добилась больших успехов. Как уже повелось в частых войнах ме ...
Долгий путь к мемориалу
Брестская крепость не остановила немецкие войска, как это преподносилось потом советской пропагандой. Танковые колонны продвигались в глубь страны. А там, в Бресте, немцы оставили лишь отдельные части Второй пехотной дивизии вермахта, которым приказано было добить непокорный гарнизон. Впрочем, гарнизон - это слишком громкое слово. Многи ...