Древние государства Восточного КавказаСтраница 2
В легенде, приведенной в «Гулистан Ирам» А. Бакиханова, этот рассказ Агафангела дополнен следующими фактами. У Анака был не один сын, а двое - второго звали Суреном. Так же как и Григорий, Сурен был спасен, но увезен не в пределы Римской Империи, а в Дагестан. Впоследствии, в течение 39 лет он правил в Дербенде[3]. Разумеется, эта легенда возникла не на пустом месте, может быть даже, что она очень точно отражает факты. Отметим, что место царствования Сурена – Дербент – напоминает указание Фавста на место, где находилась ставка маскутского царя Санесана – «края Чора», то есть Чора была столицей маскутских Аршакидов длительное время – с самого основания династии и до гибели Санесана.
Говоря о происхождении маскутских Аршакидов, следует отметить, что они не могли иметь непосредственного происхождения от армянской ветви рода Аршакидов, так как это непременно было бы отмечено древними армянскими писателями. Напротив, одно место у Мовсеса Хоренаци косвенно подтверждает происхождение маскутских царей непосредственно от Анака Парфянина. Объясняя причину, по которой епископом северных стран был назначен именно юный Григорий, внук Григория Просветителя, Мовсес Хоренаци вкладывает в уста нахараров следующие слова: « .Пошли туда епископа из рода Св. Григория, - говорят они царю Трдату, - мы уверены, что они убоятся прославленного имени Григория и чада его, и сделают все по его приказанию»[4]. По-видимому, «убояться» маскуты должны были происхождения юного Григория от Анака Парфянина, от которого, по легенде в «Гюлистан Ирам», происходили и маскутские цари. Если верить этой легенде, то епископ Григорий приходился маскутскому царю Санесану то ли троюродным братом, то ли двоюродным племянником.
Возникновение аршакидского правления в Стране Маскутов должно было возникнуть до воцарения в Армении Трдата III (287-330 гг.) и последующего укрепления его позиций на Кавказе. Из некоторых данных «Жизни картлийских царей» Леонти Мровели можно понять, что основание аршакидского царства на Восточном Кавказе относится ко времени Кавказского похода шахиншаха Шапура I в 252 году. Во время похода Шапур сверг армянского царя Трдата II, посадил на картлийский трон своего сына Мириана и, как пишет Леонти Мровели, назначил мтаваров («правителей» или, дословно, «главных») в некоторых областях Кавказа[5]. Можно предположить, что в числе назначенных Шапуром правителей был и представитель рода парфянских Аршакидов, из тех, кто поддержал воцарившегося в 226 году в Иране Ардашира I, основателя династии Сасанидов. Тогда становится понятной цель похода в этот район Шапура I (252 год). О том, что персы нанесли удар и по Дагестану, свидетельствует надпись Картира на «Ка'бе Зороастра»[6].
Предложенное Г. Альтхаймом чтение некоторых титулов на остраках из Дура-Европоса привело его к выводу о том, что в составе войск Шапура I, разгромившего и пленившего в 260 году императора Валериана, было много гуннов из Предкавказья. По мнению Семенова И.Г., речь должна идти не столько о гуннах Хазарии, сколько о дагестанских гуннах[7]. Присутствие гуннских отрядов в армии Шапура можно объяснить только тем, что после 252 года в Стране Маскутов появился аршакидский правитель, ставленник Шапура I.
Рост оброка
Благодаря неопределенной постановке крепостного права по закону в продолжении царствования Екатерины расширялась требовательность землевладельцев по отношению к крепостному труду; эта требовательность выражалась в постепенном росте оброка. Итак, на каждое тягло (взрослый работник с женой и малолетними детьми, ко торы еще не могли жить о ...
Культура Индии
Зарождение национально-освободительного движения, формирование наций, связанное с развитием капиталистических отношений, находили свое отражение в культурной жизни страны. Вопреки политике колонизаторов, направленной на подавление национальной культуры и создание воспитанного на западных идеях, проанглийски настроенного слоя интеллигенц ...
Европейская политика России в 1813-20-х годах XIX в
Заграничный поход русской армии в 1813-1814 гг. Изгнание французов из России не означало окончания борьбы с Наполеоном. Он 232 по-прежнему держал в повиновении почти всю Европу и лелеял гегемонистские планы. Для обеспечения своей безопасности Россия продолжила военные действия и возглавила движение за освобождение европейских народов от ...