Внутриполитическая ситуация в России к концу царствования Александра I и итоги его правленияСтраница 1
Как это не раз бывало до и после, в награду за самоотверженную борьбу с завоевателем наш народ не только не получил облегчения своей жизни, но, напротив, власть решила, что можно еще крепче притеснять его. Уже до войны выросли
прямые и косвенные налоги. Теперь же хозяйство многих районов было сильно разорено, денежная система из-за огромных расходов сильно расстроена. Помещики, стремясь возместить ущерб, нанесенный войной, нередко повышали эксплуатацию. Много протестов вызывало и то, что крестьян-героев и участников освободительной войны вновь запрягали в крепостное ярмо. Крестьянские волнения беспощадно подавлялись. Сам Александр I после победы отказался от реформаторства. Единственным крупным шагом было освобождение крестьян (около 400 тыс. душ) в Прибалтике от крепостной неволи, но без земли. Напротив, даже усилился полицейский произвол, всевластие чиновников, цензура. Внутреннюю политику направлял граф А.А. Аракчеев, «без лести преданный» царю человек, но недалекий, жестокий реакционер. Еще Павел I, не отличающийся мягкостью, неоднократно разжаловал его за жестокость, однако за верность прощал. Режим получил название аракчеевщины [4].
Стремясь сократить государственные расходы, Аракчеев предложил и упорно внедрял военные поселения, в которых в 1826 г. жило почти 400 тыс. душ. Эти крестьяне были одновременно и хлеборобами, и солдатами, причем особенно тягостным являлось то, что вся их жизнь подчинялась казарменной дисциплине. Военные поселенцы неоднократно восставали, но просуществовали до смерти Николая I [1].
Между тем победа над Наполеоном имела не только военное значение. Отечественная война дала сильный толчок национальному самосознанию русского народа. Причем, как это и должно быть, острее всего это стало проявляться в образованных и просвещенных слоях, хотя и народ все больше задумывался о воле.
Особенно заметно вольнолюбивые настроения стали проявляться среди дворян-офицеров, участников войны и заграничных походов. Будучи за границей, они наглядно увидели, что народы, которые освободил русский солдат, живут богаче, легче, культурнее, что нигде нет крепостного рабства. Идеи французской революции, от которых так заботливо оберегали россиян цензурой, также широко распространились из Франции и Европы. В 20-е годы усилилось революционное и освободительное движение в Греции, Италии, испанских колониях и др. местах, что не могло не оказать влияния. Образованная молодежь, такая, как Пушкин, Пущин, др., воспитанная на патриотизме и свободомыслии, также стремилась разбудить «свободу ото сна».
В результате возникают тайные общества. Первой такой организацией был «Союз спасения», созданный в среде офицерской молодежи в 1816 г. Он перерос через два года в более многочисленный «Союз благоденствия» [1].
В 1820 г. произошли волнения в гвардейском Семеновском полку, солдаты которого, измученные непосильной муштрой и жестокими наказаниями, решились на протест. Дело прежде неслыханное, тем более в гвардии. Были выступления и в военных поселениях, а также среди крестьян. Наряду с ростом революций в мире, это подтолкнуло членов тайных обществ к активным действиям. «Союз благоденствия» в 1820 г. принимает решение бороться за установление в России республиканского правления.
О существовании «Союза .» стало известно полиции. Можно было ждать арестов. К тому же, там находилось много ненадежных членов. «Союз благоденствия» распустился, но на его основе возникли законспирированные тайные общества. В 1821-1822 гг. образовываются на Украине «Южное общество» и в Петербурге - «Северное». Позже к «Южному» присоединилась еще одна организация - «Общество соединенных славян».
Реформы Петра I. Военная
реформа
В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую ...
Отношение к евреям со стороны населения Римской империи
В последней главе своей работы я хочу привести интересные на мой взгляд данные, почерпнутые мной из книги А.Тюменева «Евреи в древности и в средние века» 1922 года. Эти факты касаются отношений между еврейской диаспорой и туземным населением тех местностей, на которые еврейская диаспора распространялась. Хотя эта информация на первый вз ...
История России
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории.
Historia est magistra vitae («История — наставница жизни») — говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лабор ...