Русский марксизмСтраница 2
Новый момент внес Ф. Энгельс в 90-е гг. и во взгляды на освободительное движение в России. Это идея о решающей роли русских рабочих в свержении самодержавия. Социалистическое будущее страны он связывал с упрочением в ней капитализма, развитие которого создает материальные предпосылки социализма и формирует в лице пролетариата общественную силу, способную осуществить революционный переход к социализму.
I . Первый шаг в направлении применения идей марксизма к осмыслению российской действительности был предпринят выдающимся деятелем освободительного движения России Г. В. Плехановым и созданной им в 1883 г. группой “Освобождение труда”. Возникновение марксистского направления общественной мысли в России было продолжением поисков революционной теории, шедших в российском освободительном движении примерно с середины XIX в. В. И. Засулич, соратница Г. В. Плеханова по группе “Освобождение труда”, вспоминала: “Припоминая всю историю этих поисков за практической программой борьбы за народное освобождение, приходишь к заключению, что недоставало нам главным образом понимания ее фактических,, исторических условий. Мы знали, что справедливо, что революционно, но не что возможно и целесообразно. Нам недоставало для этого руководящей нити в лабиринте исторически сложившихся условий нашей. Родины и не могли нам дать такой нити ни бакунизм, ни все остальные, ходившие среди нас сбивчивые отрывки социалистических теорий. Полное всестороннее понимание экономических, исторических и философских воззрений научного социализма могло бы помочь нам найти наше место среди факторов русской жизни и прочную сферу для нашей деятельности”. Итогом было восприятие учения К. Маркса и Ф. Энгельса и создание на его базе теоретического и программно-тактического комплекса, определяемого понятием “русский марксизм”. Русский марксизм — это “второе рождение” его в России, а развитие теории К. Маркса в контексте специфики социально-экономической, политической и духовной жизни страны. Создание теории русского марксизма означало скачок от “крестьянского и заговорщического” социализма к социализму пролетарскому, в развитии русской социалистической мысли. Теоретической его базой служило учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Но путь к целостному восприятию этого учения лежал только через восприятие теоретического и практического опыта всего российского, освободительного движения, идейную преемственность между домарксистской общественной мыслью и русским марксизмом.
Особую роль в распространении марксизма в России играла интеллигенция, так как поворот к нему начался в условиях неразвитого рабочего движения. Решение задачи приложения марксизма к российской действительности при преобладании в марксистском направлении интеллигенции вызвало появление различных вариантов интерпретации марксизма. Можно говорить о его интерпретации “легальными марксистами”, “экономистами”, Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, Ю. О. Мартовым, но, безусловно, особенно ярко данный процесс проявился в идеологическом оформлении основных течений внутри социал-демократии России: большевистского и меньшевистского. •
Критически осмысливая “крестьянский” социализм народ Г. В. Плеханов доказал наличие в России в лице пролетариата силы, способной с помощью политической борьбы - свергнуть самодержавие. Уже в первой своей широко известной работе “Социализм и политическая борьба” он писал:
“ .Единственною нефантастической целью русских социалистов может быть теперь только завоевание свободных политических учреждений, с одной стороны, и выработка элементов для образования будущей рабочей социалистической партии России — с другой”. Русские социалисты, по мнению Г. В. Плеханова, должны в .этой" борьбе выставить требование демократической конституции, которая вместе с правами человека обеспечила бы рабочим права гражданина, а путем введения всеобщего избирательного права дала бы им возможность активного участия в политической жизни страны. “Не пугая никого далеким “красным призраком”, — писал Г. В. Плеханов, — такая политическая программа вызывала бы к пашей революционной партии сочувствие всех, не принадлежащих к систематическим противникам демократии . агитация в пользу названной программы была бы делом всего русского общества, в котором она усиливала бы сознательное стремление к политическому освобождению”.
Политическая платформа меньшевизма и внутрипартийная деструкция после
октября 1917 г.
После 25 октября 1917 г. все течения РСДРП(о) – и центристы, и интернационалисты, и оборонцы – были едины в том, что захват власти большевистской партией стал политическим поражением меньшевизма. «После Октябрьской революции меньшевистская партия оказалась на стороне выступавших против Советов контрреволюционных сил»,[9] – пишет Л. М. С ...
Белобородовы
Тульский I гильдии купец Иван Сергеевич Белобородов был одним из самых известных общественных деятелей своего времени.
По ходатайству Крапивенского городского общества император утвердил Ивана Сергеевича почетным гражданином города Крапивны 14 октября 1866 года. Этим же обществом 9 ноября 1871 года он был избран членом попечительского ...
Походы Тамерлана
В западную часть Персии и прилегающие к ней области Тимур совершил три больших похода — так называемые «трехлетний» (с 1386 г.), «пятилетний» (с 1392 г.) и «семилетний» (с 1399 г.). В первый раз Тимур должен был вернуться обратно, вследствие нашествия на Мавераннехр золотоордынского хана Тохтамыша в союзе с семиреченскими монголами (138 ...