Рабочее движение в РОССИИ в 70-е - 80-е г.г. XIX в.Страница 1
Место и роль революционного народничества в российском освободительном движении трудно переоценить. Народники 60-70 гг. дали России первые образцы революционных организаций, ставивших -своей задачей революционную борьбу за свержение самодержавия. Хотя они и делали ставку исключительно на крестьянство и его революционные возможности, можно -с полной определенностью утверждать, что революционные народники сыграли значительную роль в подготовке пролетарского этапа освободительного движения. Это проявилось в двух моментах. Во-первых, пропаганда революционных идей среди крестьянства не могла не затронуть и часть рабочих, которые в России очень тесно связаны с крестьянской массой н объективно были значительно более восприимчивы к революционным идеям. В середине 70-х гг: XIX в. впервые пролетарские организации “Южно-российский союз рабочих” и “Северный союз русских рабочих” находились под сильным идейным влиянием теории народничества. Программные требования ” “Северного союза русских рабочих” в своей основе не расходились с программами революционных народников. Вот неу которые их них: ниспровержение существующего политического и экономического строя как крайне несправедливого:
учреждение свободной федерации общин, обладающие политической равноправностью и полным внутренним самоуправлением; уничтожение поземельной собственности и замена ее общинным владением; правильная ассоциация организации труда, при которой в руки рабочих должны перейти продукты и орудия производства. В оценке соотношения классовых сил в России, движущих сил русской революции, в анализе перехода к социализму первые рабочие-революционеры следовали народническим теориям. Во-вторых, революционное народничество представляло собой движение революционно-демократической интеллигенции, связавшей себя с борьбой трудящихся масс, и именно представители народничества первыми обратились к марксизму.
Революционное народничество не достигло своей цели — пробуждения народной революции — ни путем непосредственного подъема на нее народной массы, ни путем примера “героев”, ни путем заговора. После убийства Александра II, в условиях наступившей реакции начинается распад революционного народничества. Он шел в трех направлениях. Наиболее многочисленная группа народников, ориентируясь на гегемонию буржуазии в революции перешла на позиции либерализма. Часть народников осталась на позициях радикальной и мелкой буржуазии и в 90-х гг. XIX в. образовала ряд нелегальных групп и кружков, объявивших себя преемниками “Народной воли”. И, наконец, третья группа (в первую очередь ряд членов “Черного передела”) начала склоняться к марксизму и ориентировалась на пролетариат как движущую силу социалистической революции Таким образом, с развитием российского капитализма, которое становится все более очевидным, все более выявляет классовые интересы, революционное народничество, разочаровавшись в своих прежних воззрениях, эволюционирует в рамках общедемократического движения, сливаясь частью с буржуазным либерализмом, частью — с мелкобуржуазной революционностью (преемники “.Народной воли”), частью — с разрастающимся пролетарским движением (“Черный передел”).
Программа либерального народничества
включала и демократические прогрессивные требования. Либеральные народники выступали за необходимость общедемократических мероприятий, направленных против остатков средневековья, за “уравнение” в землепользовании за счет помещичьих земель. Они ратовали за самоуправление, свободный и широкий доступ народа к знаниям, дешевые кредиты, улучшение техники, упорядочение сбыта товарной продукции. Все это в свою очередь должно было ускорить экономическое развитие страны, расчистить путь капитализму. Поэтому в целом программа либерального народничества носила противоречивый характер, в одной части она была направлена против поступательного капиталистического развития, а с другой — ускоряла его. Правда, следует подчеркнуть. что либеральные народники не осознавали буржуазного характера предлагаемых мероприятий, и демократизм их был не всегда последователен.
Борьба с диссидентами. Деградация власти
Консерватизм режима обусловил прекращение критики сталинизма – о Сталине вообще перестали упоминать – и подавление оппозиции. В сентябре 1965 г. были арестованы и в феврале 1966 г. приговорены по 70-й статье к нескольким годам лагерей и ссылки писатели А.Д. Синявский и Ю.М. Даниэль, опубликовавшие за границей свои не укладывавшиеся в пр ...
Быт и культура монастырей в до-монгольское время. Накопление
духовного опыта внутри русских монастырей и их влияние на развитие общества
Конец первого тысячелетия христианской эры стал рубежом чрезвычайно важным в судьбах Восточной Европы. Христианизацией славянских народов завершился многовековой процесс становления религиозной и культурной общности, простирающейся от Британских островов до Урала и называемой «христианским миром». В это время Византия переживала своего ...
Основные направления и содержание деятельности внутренних войск в 50–80-е
годы ХХ столетия
В первые послевоенные годы наряду с восстановлением народного хозяйства и переводом его на мирные рельсы важное государственное значение приобрела задача ликвидации националистических вооруженных формирований, активно боровшихся против Советской власти на территории западных областей Украины, Белоруссии и в Прибалтики.
Несмотря на то, ...