Государственный аппарат СССР в годы великой отечественной войны. Образование Государственного Комитета Обороны
Страница 4

Учебные материалы » Государственный Комитет Обороны » Государственный аппарат СССР в годы великой отечественной войны. Образование Государственного Комитета Обороны

С целью установления связей с зарубежной общественностью, распространения информации о борьбе советского народа против фашизма, получения материальной помощи от различных зарубежных организаций был создан ряд антифашистских комитетов (советских женщин, ученых, молодежи, всеславянский, еврейский), вся деятельность которых находилась под жестким контролем ЦК ВКП(б).

Высшим чрезвычайным органом власти в стране стал образованный 30 июня 1941 г. и просуществовавший до 5 сентября 1945 г. Государственный Комитет Обороны во главе с И.В. Сталиным, Государственному Комитету Обороны подчинялись Ставка Верховного Главного командования, Генштаб и Центральный штаб партизанского движения (создан 30.05.1942 г.), более 60 городских Государственных Комитетов Обороны, уполномоченные Государственных Комитетов Обороны. В состав Государственного Комитета Обороны первоначально входило 5 человек (И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия), потом их число увеличилось до 9 (с января 1942 г. – Л.М. Каганович, Н.А. Вознесенский, А.И. Микоян, с 1944 г. – Н.А. Булганин). Каждый из них отвечал за определённый участок работы: Молотов – за производство танков, Микоян – за снабжение фронта, Вознесенский – за пуск эвакуированной промышленности, Маленков – за производство самолетов, Ворошилов – за формирование новых частей и т.д. Всего за годы войны Государственный Комитет Обороны принял более 10 тысяч документов, которые регламентировали экономическую и политическую жизнь страны: определявшие перевод предприятий на выпуск военной продукции, организацию военного производства, подготовку кадров, разработку новых видов военной техники, производство металла, топлива, электроэнергии, работу транспорта. Решением Государственного Комитета Обороны, в частности, осуществлялась депортация населения, в том числе отдельных национальностей: 950 тыс. немцев (среди них 500 тыс. немцев Поволжья), нескольких десятков тысяч финского населения и т.д. Он руководил эвакуацией промышленных предприятий, а затем, в связи с освобождением оккупированных территорий, реэвакуацией и восстановлением экономики. Большое внимание уделялось формированию новых частей и соединений Красной Армии, назначению руководящих кадров в армию и народное хозяйство. Государственный Комитет Обороны увязывал потребности фронта с предельными возможностями экономики, налаживал распределение и перевозки всех видов продукции для фронта. Связующим звеном Государственного Комитета Обороны с отраслями военной экономики и важнейшими предприятиями стали уполномоченные, которые назначались обычно из числа партийных и хозяйственных руководителей.

По мере надобности при Государственном Комитете Обороны создавались различные структурные подразделения: Оперативное бюро, комитеты – транспортный, трофейный, по вопросам использования атомной энергии, по репарациям, Совет по радиолокации, различные постоянные комиссии. Государственный Комитет Обороны не имел собственного аппарата, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

За крайне редкими исключениями постановления Государственного Комитета Обороны не подлежали публикации. На них стоит гриф «Совершенно секретно», дополняемый на отдельных постановлениях грифом «Особой важности».

Документы Государственного Комитета Обороны СССР (1941–1945 гг.), находятся на хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории.

С образованием Государственного Комитета Обороны 30 июня была осуществлена полная централизация власти, ликвидировано разграничение функций высших государственных и партийных органов. Его постановления имели силу законов военного времени и были обязательны для всех государственных, партийных, хозяйственных органов и общественных организаций.

Страницы: 1 2 3 4 5

Актуальность
В свете участившихся разговоров об инновациях и модернизации экономики разумно посмотреть на опыт прошлых лет. Одной из основных проблем сегодняшних дней является проблема внедрения в производство и извлечения прибыли из всевозможных научно-технических изобретений и изысканий. В этом смысле история развития транспорта является хорошим п ...

Значение губернских учреждений
Были созданы два учреждения, в основании которых лежали задачи, незнакомые древнерусской администрации, - это были приказ общественного призрения, заведовавший исковыми и благотворительными учреждениями, и совестный суд, решавший дела по совести более, чем на основании формальных доказательств. В прежнем правительственном порядке не бы ...

Монгольское государство
Создание Монгольского государства связано с именем Чингизхана. Чингиз-хан заключил союз с породненным другом (андой) отца – Тогорилом (Ван-ханом), влиятельным вождем племени кэрэитов, а также побратался с бытыром Джамухой из рода джаджиратов. Опираясь на этот союз, он сумел собрать бывших подданных своего отца и разбить сильное племя мэ ...