Военные реформы.

Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную — в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.

В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20-ти лет (позднее — с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из них 6 лет — действительной службы, 9 лет — в запасе. На флоте — 10 лет: 7 — действительной, 3 — в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до б месяцев (для получивших высшее образование).

Ют службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, а также те призывники, у которых старший брат отбывал или уже отбыл срок действительной службы Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповедений, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. В армии были отменены телесные наказания наказания розгами сохранялось только для штрафников), улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные; на вооружение были приняты скорострельние винтовки американского изобретателя Бердана. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск. Переход ко всеобщей военской повинности был серьёзным ударом по сословной организации общества.

Создание «Наказа»
Преследуя цель установить тишину и спокойствие в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II созвала в 1767 году в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего Соборного уложения 1649 г. В работе Комиссии участвовало 572 депутата, представлявших дворянство, государс ...

Хозяйство, быт, культура, общественный строй сакских племён
В I тыс. до н.э. обширную территорию от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма, заселяли многочисленные племена, носившие общее название «сак». «Отец истори» Геродот (V в. до н.э.) пишет о них как о скифах, иранцы их называют «сак». Под названием скифов ранние кочевники были известны в Европе. В ...

Примечания
[i] Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России. 1725 – 1825 / Сост. М. А. Бойцов. М., 1991. [ii] Корф М. А. Брауншвейгское семейство. М., 1992. С. 17. [iii] Там же. 19. [iv] Там же. [v] Империя после Петра (1725 – 1765). М., 1989. [vi] Ключевский В. О. Курс Русской истории. М., 1990. [vii] Империя после Петра (1725 – 1765) ...