Формирование однопартийного политического режима

Учебные материалы » Становление советской государственности » Формирование однопартийного политического режима

Одна из важнейших особенностей советской власти - ее однопартийность, господство партии большевиков во всех структурах власти.

С первых дней советской власти, сразу после победы Октябрьского восстания, встал вопрос о вхождении в правительство представителей социалистических партий - меньшевиков, правых и левых эсеров, тем более что они были представлены на II съезде Советов.

Правые эсеры выставили в ответ следующие требования: отказ от власти Советов, прекращение военных действий против мятежа Керенского-Краснова, назначение на пост председателя правительства эсера Чернова. Правых эсеров поддержало эсеро-меньшевистское руководство профсоюза железнодорожников, которое угрожало всеобщей забастовкой на железных дорогах в случае отказа создать однородносоциалистическое многопартийное правительство, требовало вывести из него Ленина и Троцкого. Создавая правительство, большевики заключили соглашение с левыми эсерами, которые вели за собой значительные массы трудящихся крестьян. Сами левые эсеры, боясь потерять влияние в массах, остались на II съезде Советов и поддержали декреты о мире и о земле. Острая межпартийная борьба в Советах была отражением борьбы в стране.

Политическая борьба во ВЦИКе носила острый характер. Например, обсуждался Декрет Совнаркома о печати, который запрещал газеты, критиковавшие деятельность большевиков и органов советской власти. Во ВЦИКе против Декрета выступили не только меньшевики и эсеры, но и члены партии: Каменев, Зиновьев и некоторые другие. Но большинство ВЦИКа одобрило Декрет. Левые эсеры направляли во ВЦИК различные запросы, предлагая выразить недоверие СНК, выступили против роспуска демократических организаций, против мирных переговоров с Германией. Неизменно терпя поражение, уйти из ВЦИКа не считали возможным. Но по многим вопросам левые эсеры действовали в союзе с большевиками. На опыте коалиции большевиков с левыми эсерами впервые была проверена возможность сотрудничества революционных партий. Еще особое совещание при Временном правительстве подготовило к сентябрю 1917 г. Закон о выборах. Выборы должны были проводиться на основе демократической избирательной системы - всеобщие, прямые, тайные, по партийным спискам. Временное правительство назначило выборы в Учредительное собрание на 17 сентября, затем перенесло на 12 ноября. Последнюю дату подтвердил Совнарком. На деле в ряде мест выборы проходили в декабре и даже в январе.

Ленинское наследие.
Борьба в высших эшелонах партийно-государственного руководства (начавшаяся ещё до смерти Ленина) поначалу разворачивалась вокруг «ленинского наследия» и выливалась, прежде всего, в проблему лидерства в политической и идеологической области. Теоретическое наследие Ленина оказалось весьма противоречивым. Всякий способный мыслить коммунист ...

Российско-китайские отношения после распада СССР. Экономическое сотрудничество.
После распада Советского Союза в середине декабря 1992 г. Пекин посетил Б.Н. Ельцин. Было подписано 24 документа, касавшихся политических и экономических отношений, а также опубликовано Совместное заявление о взаимных отношениях между КНР и Российской Федерацией. Еще один пакет документов был подписан во время визита Председателя КНР Ц ...

Казачество и Октябрьская революция
Казаках в 1917 году – это тысячи и десятки тысяч вооружённых, обученных военному делу людей, представляли собой силу, не учитывать которую было невозможно (осенью 1917 г. в армии было 162 конных казачьих полка, 171 отдельная сотня и 24 пеших батальона). Ко времени большевистского Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде в соста ...