Каким был город-крепость? Особенности застройкиСтраница 1
Еще в XVI веке поморские первопроходцы основали поселение, на месте которого в 1601 году был заложен город Мангазея.
Хотя датой основания города Мангазеи считается 1601 год, однако известно, что в этом году на высоком мысу был возведен только острог "с оградой из тына" – военное укрепление для сбора податей (ясака) в царскую казну. В качестве города Мангазея впервые упоминается в докладных документах лишь в 1607 году.
Основателями острога обычно называют воевод князя Мирона Шаховского и Данилу Хрипунова, посланных по указу царя Бориса Годунова, но документально это никем не подтверждено. Первая экспедиция под их предводительством дальше Обской губы "по морю" пройти не смогла, а, проходя через тундру, подверглась нападению со стороны самоедов.
Не дождавшись вестей, царь направляет из Тобольска вторую более многочисленную военную экспедицию – 200 стрельцов, литовцев и казаков, во главе которой ставит князя Василия Мосальского и боярина Савлука Пушкина. Возможно, именно они и явились основателями острога.
Город стал важным узлом транзитной торговли. "Не случайно европейские картографы непременно отмечали его на географических картах континента" отмечает Н.Н.Урванцев. Могуча и великолепна была Мангазея. В ней в той или иной мере отразились эпическая удаль, самоотверженность русского народа народастроителя, народавоина, морехода и путешественника. В архитектурных традициях отразилось все истинно русское: и пятибашенный кремль, построенный в народных градостроительных традициях, и церкви под шатровой кровлей и терема, и незатейливые стенные росписи, и ажурная вязь деревянных украшений.
Мангазея была типично русским, точнее северорусским городом в Сибири. И как таковой он, прежде всего, характеризовался средоточием ремесла и торговли. Его заселяли и подолгу оставались в нем торговые, промышленные и ремесленные ("жилецкие") люди, пришедшие туда из разных концов Руси изпод Москвы и Вологды, Холмогор и Пустозерска, Тобольска и Березова. На мангазейских рыбных и пушных промыслах немало было крестьян, бежавших от крепостной зависимости из глубоких районов Московского государства. Сейчас трудно сказать как восприняло местное население приход поморов и промышленных людей, но им необходимы были изделия из железа, продукты, которые всегда имел пришлый народ, и они обменивали их на меха.
Застройка Мангазеи велась по древним правилам русского деревянного зодчества. Город условно представлял собой: крепость, посад и церкви. Вместе с тем Мангазея отличалась от других русских городов строгой и четкой планировкой. В то время это было редкостью, города строились не по плану, не было прямых улиц, постройки нагромождались беспорядочно. Вся территория Мангазеи была разбита на ровные прямоугольные кварталы, соединявшиеся улицами и переулками.
Крепость Мангазея была окружена мощной стеной из бревен. По углам прямоугольной крепости поставлены четыре квадратных сторожевых башни и одна – по центру стены укрепления. Каждая башенка завершалась деревянной пирамидой. Сооружение выглядело неприступным и суровым. Крепостная стена имела только одни ворота — Спасские. Над входом располагалась самая высокая, одиннадцатиметровая башня. Она была круглой формы, суровому облику глухих стен соответствовали внутренние застройки кремля. Тюрьма, хозяйственные сторожки, съезжая изба имели простую строгую форму. Вдоль стен кремля вытянулись жилые хоромы — воеводский двор.
Первую мангазейскую церковь поставили в остроге (кремле) и освятили во имя Св. Троицы. Церковь была выстроена в несколько ярусов, поэтому выглядела легкой. Над прямоугольным основаниемзалом высилась многогранная колокольня. Она казалась прозрачной, так как крыша опиралась на бревенчатые столбы, а стены отсутствовали. По образцу Троицкой строились остальные церкви Мангазеи.
В 1610 г. в Мангазее было уже две церкви. Церковь во имя Св. Макария Чудотворца Желтоводского поставили на посаде.
В 1625 г. там же на посаде возвели Успенский храм. Успенская церковь была построена по инициативе горожан и многочисленных торговых и промышленных людей, заселявших Мангазею в 20е гг. XVII века. Особенно большую лепту в строительство храма внес торговый человек ярославец Аникий Скрипин.
В 1642 г. старейшая мангазейская Троицкая церковь погибла в пламени пожара, но уже между 1652 и 1660 гг. была восстановлена. Упразднены же мангазейские храмы были одновременно с потерей статуса города Мангазеи в 1672 году.
Реформы в области просвещения.
Значительной перестройке подверглась и система образования. В июне 1864 г. Было утверждено "Положение о начальных народных училищах", согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприхо ...
Революция 1917 г. в России
Вступление России в первую мировую войну на некоторое время сняло остроту социальных противоречий. Все слои населения сплотились вокруг правительства в едином патриотическом порыве. Однако он продолжался недолго. Поражения на фронте в борьбе с Германией, гибель миллионов россиян, ухудшение положения народа, вызванное войной, — все это п ...
Причины и предпосылки
развития коневодства у древних башкир
Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством, помощником кочевника во всех его делах и заботах. Верхом ездили и мужчины, и женщины. Верховой езде учились с детства. Без лошади была немыслима система хозяйства, которую создали скотоводы. На Южном Урале и в районах с аналогичными природными условиями без лошадей было бы ...