ЗаключениеСтраница 1
На протяжении тысячелетий многие евреи и неевреи спрашивали себя, в чем заключается тайна существования, долговечности и обновления еврейского народа. Почему более крупные этнические и общественные группы и не менее развитые и могучие культуры и цивилизации сошли с исторической арены, исчезнув совершенно, слившись с другими или растворившись в них, как например, персы в мусульманской культуре, греки в римско-византийской, а евреи остались евреями. В своем собственном самосознании и в сознании окружающей среды они «сыны Авраама, Исаака и Иакова». Эта непрерывность национального существования была сама по себе причиной изумления, обожания, опасения и ненависти, негодования и зависти. Для одного из придворных прусского короля Фридриха II она была доказательством Божественного Провидения, а для многих создателей историософских конструкции камнем преткновения. Большая часть их попросту игнорировала ее, объявив, что существование евреев лишено исторического смысла («продолжающая жить окаменелость», по выражению английского историка Тойнби), по-видимому, в соответствии с известным методом, по которому следует считать несуществующими факты, не вмещающиеся в рамки какой-либо системы исторических предпосылок. Некоторые догматики дошли до абсурда – отрицания существования древнейшей в мире исторической нации, доказавшей исключительную жизнеспособность. Попытки же объяснить долговечность существования евреев разнообразны и менялись на протяжении веков в зависимости от господствующей идеологии. В целом это свидетельствует о том, что ни один другой народ не приковывал к себе столь пристального внимания в разные эпохи. Какова же роль евреев в истории человечества? Что является их движущей силой и в чем их вклад в мире? Туры в краснодар и краснодарскии краи авторские туры краснодарский край.
В своих «Иудейских древностях» Иосиф Флавий описывает Авраама как «человека великой прозорливости», который обладал «более высокими понятиями о добродетели, чем современники». И поэтому он «решил полностью изменить взгляды, которые в то время все имели о Боге». Я задаюсь вопросом: а что произошло бы с человеческим родом, если бы Авраам не донес свои высокие идеи и никакого специфического еврейского народа не возникло? Несомненно, мир отличался бы от нынешнего радикальным образом. Думаю, человечество дошло бы до всех еврейских открытий в конечном итоге. Но в этом нет полной уверенности. Все величайшие концептуальные открытия разума представляются нам очевидными и неизбежными, когда они уже сделаны, но необходимо присутствие гения, чтобы сформулировать их в первый раз. Евреи обладали этим даром. Им мы обязаны идеей равенства перед законом, как божественным, так и человеческим; святости жизни и достоинства человеческой личности, индивидуального сознания и потому личного искупления; коллективного сознания и потому личного искупления; коллективного сознания и вытекающей отсюда социальной ответственности; мира как абстрактного идеала и любви как фундамента справедливости, а также много других идей, создающих основу морального багажа, в котором существует человеческое сознание.
Но самое главное, что евреи научили нас рационализировать непознанное. Результатом этого явился монотеизм и три великие религии, которые его используют. Их интеллектуальное проникновение в область неизвестного не ограничилась идеей одного Бога. Монотеизм можно рассматривать и как этап на пути, который ведет людей к тому, чтобы избавиться от идей Бога. Евреи первыми свели пантеон идолов к одному Высшему Существу. Вслед за этим начался процесс рационализации его вплоть до полного исчезновения.
Евреи были не просто новаторами. Они были также лицом всего человечества, высвечивая в чистом и возвышенном виде все дилеммы, неизбежно встающие перед человеком. Они были воплощенными «пришельцами и странниками». Евреи были символом бездомного и уязвимого человечества. Они были яростными идеалистами, боровшимися за совершенство. Они хотели повиноваться Богу и в то же время остаться в живых. И дилемма еврейского общества в древности состояла в том, чтобы попытаться сочетать моральное превосходство теократии с практическими нуждами государства, способного защитить себя. Эта дилемма возродилась в наши дни в форме государства Израиль, основанного для того, чтобы воплотить гуманные идеалы. Я думаю, что все человечество стремится создать свой Иерусалим, свой идеальный мир, но вновь скатывается к конфликтам и войнам. Роль евреев видится мне в том, чтобы сфокусировать и драматизировать этот общий опыт человечества, обратив свою собственную судьбу во всеобщую мораль.
Либеральные тенденции внутренней политики Александра I.
«Дней Александровых прекрасное начало»
Российский либерализм как официальный политический курс сформировался в период правления Александра I. «Наблюдая Александра I, - писал А.О. Ключевский,- мы наблюдаем целую эпоху не русской только, но и европейской истории, потому что трудно найти другое исторической лицо, на котором бы встретилось столько разнообразных влияний тогдашней ...
Последние годы существования СССР (1985-1991)
В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечаемые «перестрой ...
Утопический социализм в русском варианте его влияния на российское
общество (Герцен, Чернышевский, "Земля и воля" в 60-е г.г. XIX в.)
Социальная структура российского общества в основном была представлена крестьянством. Именно его интересы представляла передовая русская социально-политическая мысль того времени, в лице А.И. Герцена (1812-1870), В.Г. Белинского (1811-1848), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), К.А. Добролюбова (1836-1861), учение которых ближе всего стояло ...