Феномен этноидентичности
Страница 1

Поиск причинно следственных связей в историческом развитии человечества выводит и на осмысление его этнической истории. Я имею ввиду анализ общего и особенного в процессах этногенеза(происхождения, зарождения) и дальнейшей этнической истории (функционирования и исчезновения) основного уровня этнической структуры человечества – этносов, или народов (в этнокультурном смысле).

В современном мире налицо противоположные тенденции во взаимоотношениях между нациями. Глобализация, с одной стороны, казалось бы, создает условия для открытия и расширения масштабов представительства этнонациональных ресурсов в мире, а с другой – процесс глобализации начинает парализовать, уничтожать самобытность этнонациональной общности и человека. Поэтому я считаю актуальным на сегодняшний день вопрос о сущности нации, ее общности, месте и роли в развитии всего человечества. «Человеческая история – это история не только государства, выдающихся личностей и идей, но также история народов-этносов, которые образуют государство, выдвигают из своей среды выдающихся деятелей, создают культуры и языки, трудятся и воюют, делают великие и малые изобретения, совершают героические подвиги и трагические ошибки»². И при этом люди осознают себя представителями одной этнокультурной исторической общности, вырабатывают общие ценности и идеи, мощный потенциал этнической солидарности и мобилизации. Соответственно этнос-нация – это мощная социальная, мобилизационная и духовная система. Каждая личность тут привязана к другой, своего рода этническими нитями и связями исторического, духовного характера.

Мне же интересно проанализировать истоки самосознания этноса, его самоидентификации. Принадлежность к какой-либо группе, осознание ее – один из самых древних примеров проявления общественного сознания людей. На заре человеческой истории сложились объединения, ставшие прообразом будущих этносов, - роды. Чувства родовой общности, принадлежности к определенному роду – это самые простые и в то же время очень глубинные человеческие чувства. Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется феномен «мы», т.е. пока все люди считают себя принадлежащими к данной нации, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных условий сосуществования ее представителей. Для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другой народ, непохожий, отличающийся от нас существенно, зримо, выпукло, а потому остающийся непонятным. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление отделиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы».

В результате этих исторических и психологических процессов и образуется этнос. Этнос

– (от греч. Ethnos – племя, группа, народ) исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием. Национальное самосознание представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальное самосознание выражает содержание, уровень и особенности представления членов нации:

О своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;

Национальных ценностях и интересах;

Истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;

Месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.

Любой этнос проявляет себя как сложная социальная система. Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. Однако в результате миграций, вызванных различными историческими причинами, территория расселения этноса не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. Это в полной мере относится к евреям. Еврейская история охватывает не только огромный период времени, но и колоссальное пространство.

Остановимся поподробнее на таком феномене, как самосознание народа и его зарождение.

Среди исследователей распространены различные, порой взаимоисключающие концепции природы этнических общностей, причинно-следственных связей и факторов их возникновения, функционирования и исчезновения. Это определяет разногласия в выявлении и описании их специфики и отличий от других социальных общностей. Источник подобных расхождений нужно искать в плоскости относительно слабой, из-за междисциплинарного характера, теоретической и фактологической разработанности проблемы. Но эти расхождения могут быть следствием явной актуализации феномена этничности в XIX- XX вв., породившей столь негативные явления, как межэтнические конфликты.

Страницы: 1 2

Всероссийский национальный союз (ВНС).
Образован в Петербурге весной-летом 1908 года. Лидеры партии: С. В. Рухлов, А. П. Урусов, Н. О. Куплеваский, Н. А. Тарасов, М. О. Меньшиков. Целью союза объявлялось содействие: господству русской народности в пределах Российской империи, укреплению сознания русского народного единства, устройству русской бытовой самопомощи и развития р ...

Партия демократических реформ.
Партия образована в декабре 1905 г. в Петербурге. Учредители – две группы либеральной интеллигенции: члены редакции журнала «Вестник Европы» М.М. Стасюлевич, К.К. Арсеньев, В.Д. Кузьмин-Караваев, а также профессоры Петербургского политехнического института К.П. Боклевский, А.Г. Гусаков, И.И. Иванюков, А.П. Македонский и др. В организаци ...

Война с Турцией
Вопрос состоял в том, чтобы продвинуть территорию государства на юге до естественных ее пределов, до морей Черного и Азовского, и ни в чем более он не состоял в то время. Но такая цель казалась слишком скромна: пустынные степи, крымские татары - это завоевания, которые не окупят потраченного на них пороха. Турецкая война была проверочн ...