Усиление феодальной эксплуатации крестьянства.
В захваченных турками странах балканского полуострова, феодальный гнет помещиков тесно переплетался с национальным и религиозным угнетением.
Юридически турецкие крестьяне мусульмане – считались свободными. В первые века существования Османской империи эксплуатация крестьян сводилась главным образом к получению владельцами ленов натурального налога - атара, номинально составлявшего одну десятую часть урожая – «десятину», но на деле в несколько раз превышавшего его. Крестьяне были наследственными держателями своего надела. По мере изменения характера ленного земледелия резко усилилась эксплуатация турецкого крестьянства. Помещики вводили новые произвольные поборы и отработки. Установился порядок, при котором помещик имел право в течение пятнадцати (позднее десяти) лет, требовать возвращение бежавшего крестьянина. Если крестьянин, по каким то причинам три года не обрабатывал свой надел, помещик мог отобрать его.
Усилившаяся феодальная эксплуатация крестьянства сопровождалась введением многочисленных новых налогов и повинностей. Были введены налоги на скот, на зимние и летние пастбища на ульи и т.д. Крестьяне обязаны были содержать находившихся на постое чиновников и солдат. Французский просветитель Вольней, посетивший в 80 годах XVIII писал о положении турецкого крестьянства: «Владея большей частью земель, феодалы сдают эти земли, только на обременительных для крестьян условиях. Они требуют от крестьян половину или две трети урожая. Постоянные притеснения сопровождаются тысячей эпизодических обид: то оштрафуют всю деревню за какой-нибудь проступок, то введут новую барщину, то требуют подарки по случаю прибытия правителя, то забирают траву для его лошадей.… Кроме того, надо дать ночлег всем воинам, проходящим через деревню, или доставляющих приказы властей».
Особенно тяжелым было положение крестьян угнетенных народов империи. Крестьянство Балкан, исповедовавшее христианство, подвергалось жестокой эксплуатации турецких и своих собственных феодалов принявших ислам. Помимо уплаты повышенного наземного налога и выполнения многочисленных повинностей, они обязаны были вносить особую подушную подать. Немусульманские подданные султана презрительно именовались «райя» (стадо). Они не имели права служить на государственной службе, искать защиты в суде, носить оружие. Исповедующее ислам арабское население Аравийского полуострова, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, Ливии, Туниса, Алжира, также подвергалось двойной эксплуатации – со стороны турецких и своих собственных феодалов.
Разработка плана
вооруженного восстания, проведение восстания
Свой переворот заговорщики планировали совершить летом 1826 года во время армейских учений. Но неожиданно 19 ноября 1825 года умер Александр I, и это событие подтолкнуло заговорщиков к активным действиям раньше намеченного срока.
14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь пришел первым лейб-гвардии Московский полк, возглавляемый членами ...
Гуманистическая историография
В рамках широкого идейного течения гуманизма с начала XV в. стала развиваться и гуманистическая историография, внесшая много нового в развитие исторической мысли, методов изучения истории, в накопление исторических знаний, литературный стиль исторических трудов. Гуманистическая историография в разных странах Западной Европы имела различ ...
Тохтамыш и Тимур
Хан Тохтамыш, объединивший Белую, Синюю и Золотую Орду и тем самым восстановивший улус Джучиев, не сумел сохранить с таким трудом завоеванную власть. Виной тому была все та же ограниченность Тохтамыша как политика. Вспомним, что возвышением в Орде Тохтамыш первоначально был обязан помощи Тимура. Встав во главе Джучиева улуса, он не мог ...