Строительство новых железных дорогСтраница 5
Итог первого этапа строительства Транссибирской магистрали
Здесь надо оговориться, что в этом пункте мы рассматриваем только часть работ по сооружению Транссиба. Именно ту часть, которая пришлась на вторую пол. XIX века.
За 10 лет строители Транссиба проложили 8144км железных дорог. Многие технические решения, найденные российскими инженерами, не имели аналогов. Так, впервые при сооружении тоннелей стали использовать теплоизоляционный слой между обделкой и грунтом в целях сохранения неподвижности вечномерзлых пород. При возведении моста через Енисей применили продольный метод надвижки больших ферм, обеспечивший ускорение монтажа пролетных строений. Ученые Института инженеров путей сообщения в лабораториях и на полигонах испытывали путей сообщения в лабораториях и на полигонах испытывали отечественные сорта цемента, новые типы рельсов, конструкции мостов, системы сигнализации и централизации, водо- и электроснабжения железной дороги, средства защиты ее от влияния вечной мерзлоты и горных обвалов. Строители Транссиба оставили будущим поколениям бесценные документы: каждая дорога подготовила альбом по истории строительства с пояснительной запиской, чертежами и фотоиллюстрациями. [32]
Знакомясь с ходом сооружения Транссиба, С.Ю. Витте отметил, что устройство такой магистрали делает честь русскому железнодорожному строительству. [33] Великий Сибирский путь позволил значительно оживить местные и транзитные перевозки. Он пересекал многочисленные судоходные реки, поэтому район местного тяготения превысил 2 млн. квадратных километров. Предполагаемый объем перевозок в 150 тыс. т груза был намного перекрыт и составил 675 тыс. т. в год. Стоимость строительства дорог Транссиба составила около 1 млрд. руб., средняя стоимость 1км пути доходила до 120 тыс. руб.
Транссибирская магистраль имела и огромное экономическое значение.
Привоз в Сибирь товаров (в пудах)
[34]
1897г. |
1899г. | |
Сахар |
257233 |
795658 |
Мануфактурные товары |
210358 |
538770 |
Керосин |
117458 |
48495 |
Каменный уголь, антрацит, кокс |
25072 |
341631 |
Соль |
15339 |
240092 |
Земледельческие орудия |
51132 |
235794 |
Машины и машинные части |
85655 |
200135 |
Табак и табачные изделия |
29101 |
103141 |
Свежие фрукты и ягоды |
8713 |
50685 |
Значение всего этапа.
За 1883-1900 годы основные показатели железнодорожного транспорта изменились примерно так: железнодорожная сеть увеличилась в 2 с лишним раза, грузооборот - более чем в 3 раза, количество перевозок - меньше чем в 2 раза.
В послереформенной России в период с 1861 по 1891 г. резко возросло производство промышленной продукции. Скачкообразность темпов строительства железных дорог была естественным отражением развития экономики. В период частного строительства 1861-1875 гг. было построено 15 554 км, в 1876-1891 гг. - 10 259 км дорог. В 1866 г. на 10 000 жителей приходилось 2,5 км рельсовых путей, через 20 лет - 3,8 км. [35]
В начальной стадии капитализма интенсивно осваивался внутренний рынок. В первые 15 лет железнодорожные перевозки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции были характерны для центра и юго-запада европейской части России, а в последующие годы - и для юго-восточных областей.
Еще одним важным итогом бурного железнодорожного строительства стало падение значения ярмарок в экономике. Развитие транспорта также способствовало уничтожению огромных разрывов цен на товары, существовавших в отдельных районах страны.
Разумеется, наблюдался бурный рост производства паровозов и вагонов, о чем можно наблюдать из нижеследующей диаграммы:
Начало объединения русских земель
Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII-XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос — вокруг какого центра объединятся русские земли.
На лидерство претендовали, прежде всего, Тверь и Москва. Тверское княжес ...
«Троцкистско-зиновьевский блок».
Весной 1926 г. на почве сближения идей происходит объединение «старой» и «новой» оппозиции в так называемый «троцкистско-зиновьевский блок». В него входили по большей части представители большевистской элиты старшего поколения: Троцкий, Зиновьев, Каменев, Крупская, Преображенский, Пятаков, Серебряков и другие. Объединение было непрочным ...
Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX в
Во второй половине XIX в. продолжался рост территории (в основном за счет присоединения Средней Азии). Численность населения к концу века составляла 126 млн. человек. Преобладали сельские жители.
Вместе с тем быстро росло число горожан, которых к концу века стало 13 %.
Экономическое и социальное развитие России определялось условиями ...