Государственные меры по выкупу частных железных дорог

Учебные материалы » Развитие транспорта в России во второй половине XIX в. » Государственные меры по выкупу частных железных дорог

Исходя из предыдущего пункта исследования нетрудно догадаться что, насколько выгодным было участие в деле железных дорог частного капитала, настолько оно было затратным для государства. Для последнего эта система имела двойную невыгоду. С одной стороны весь риск предприятий, которые в первое время должны были давать значительные убытки, несло государство, а с другой - страна подвергалась последствиям господства на железных дорогах частных предпринимателей. В частности, они оставляли за сбой исключительное право регулировать железнодорожные тарифы. Как отмечает С.Ю. Витте, "лишь в течение восьми лет (1871-1878гг.) в России железные дороги были только частными". В данный период частные общества не смогли оправдать себя. За эти годы железнодорожные сети расширились, но и долги казны выросли в пять раз. В результате такого положения дел правительство решило, что оставлять дороги в частных руках рискованно, и начало активно выкупать железные дороги. Этому процессу способствовало создание бюджетных резервов, благодаря которым правительство затратило часть средств своего обыкновенного бюджета на строительство железных дорог.

Дело выкупа железных дорог в целом сводилось к выкупу акций владельцев этих линий и аннулированию долгов по правительственным гарантиям. За 90-е гг. XIX в. были выкуплены Рижско-Моршанская, Харьковско-Николаевская, Балтийская, Тамбово-Саратовская, Уральская и ряд других, общей протяженностью в 10 тыс. верст. Насколько выгоден был предпринимателям переход частных дорог к казне, видно из того, что достаточно часто инициаторами перехода были сами акционеры. Видя перспективу получения достойного вознаграждения, они достаточно легко расставались с объектами приложения своего первоначального капитала. По данным статистического сборника "Россия. 1913г. ", к началу XX в. Из общей сети железных дорог в 68270 верст частным обществам принадлежало только 22086 версты. Таким образом, у казны было сосредоточено 2/3 всей сети железных дорог.

Основная часть. Купеческое сословие. История становления
Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды - 271, в царствование Ивана Грозного - 715, при царе Алексее Михайловиче - 923. Были среди них и очень большие по тем временам города. Наверно, не случайно русской княжне Анне Париж 11 века показался большой деревней, а, спустя несколько веков, ...

Сушкины
Основоположником династии известных тульских купцов и банкиров был Денис Осипович Сушкин. С 1790 года он владел щетинной фабрикой в Туле, стоял во главе богатейшего в Туле торгового дома. Сушкины вели торговлю не только в российских городах, но и за границей. Торгуя на Санкт-Петербургской бирже, Денис Осипович пожертвовал крупный капита ...

Упадок культуры.
Глубокий кризис феодальных отношений затронул все стороны жизни Османской империи. Главная и решающая причина упадка крылась в особенностях ее социально-экономического развития. Оно определялось глубоким конфликтом между производительными силами и феодальными производственными отношениями, оковывавшими их развитие. Это определило эконом ...